Внутренний курс компании: 1 $ = 96.58 ₽
1000 успешных
экспедиций с 2005 года
+7 495 642-88-66

Василий Шахновский: визуальный отчет о путешествии на Северный Полюс

Северный полюс. Василий Шахновский за короткое время посетил два полюса Земли. Впечатления от путешествия к Северному полюсу  вдохновили его на создание следующего видеоряда, или фильма, сами решайте, как это называть. По нашему мнению - красиво и ... читать больше

Василий Шахновский за короткое время посетил два полюса Земли. Впечатления от путешествия к Северному полюсу  вдохновили его на создание следующего видеоряда, или фильма, сами решайте, как это называть. По нашему мнению - красиво и вдохновляюще:

 

 

 

Ольга Румянцева. Северный полюс. Туда-обратно за два дня. Ледовый лагерь Барнео.

Северный полюс. Лагерь Барнео - это самый северный и самый непостоянный из полярных лагерей. В Антарктиде - все надежно, на века. Поэтому лагерь на Юнион Глетчер - это небольшой городок, который принимает посетителей почти три месяца в году, а потом ... читать больше

Лагерь Барнео - это самый северный и самый непостоянный из полярных лагерей.
В Антарктиде - все надежно, на века. Поэтому лагерь на Юнион Глетчер - это небольшой городок, который принимает посетителей почти три месяца в году, а потом консервируется на зимовку.

С Барнео все гораздо сложнее. Мало того, что лагерь функционирует всего около месяца, так он еще и расположен на дрейфующей льдине. По окончанию сезона все, что можно вывозится, остальное - так и дрейфует на льдине пока не удрейфовывает в океан.

Каждый год в конце марта, когда наступает полярный день, но еще не настолько тепло, чтобы круглосуточно светящее солнце растопило лёд, начинается поиск подходящей льдины в районе от 88.5 до 89.5 градусов северной широты.

В этом году лагерь Барнео отметил пятнадцатилетие своей деятельности. Может в честь почти юбилея природа подкинула сюрприз в виде отсутствия подходящей льдины. Вернее, пусть не сразу, но к началу апреля льдину удалось найти. И лагерь начал работу. А потом началась эпопея с треснувшими взлетно-посадочными полосами, которая длилась 10 дней.

Но все закончилось хорошо, и в итоге нам удалось оказаться в этом лагере.





Из-за максимально сокращенной программы, на Барнео мы попали уже после посещения Северного полюса. Так сказать, с корабля на бал. То есть в нашем случае, с вертолета на банкет.
Но про банкет я рассказывать не буду, а расскажу про то, что же удалось увидеть за те 12 часов, что мы провели на льдине.


Добираются до Барнео со Шпицбергена на Ан-74.
В лагере есть 12 отапливаемых жилых палаток, кают-компания, хозяйственные помещения и два вертолета, на которых летают на полюс и в окрестностях.




На центральной площади этого маленького поселения расположен верстовой столб. По какому принципу подбирались города - сложно сказать.
Знаю только, почему там появилась маленькая зеленая табличка с надписью "Грозный!




Главное место в лагере, где сосредоточена вся жизнь - конечно же кают-компания. Она же столовая. Здесь можно круглосуточно выпить чаю, три раза в день поесть, здесь проводят лекции и торжественные и не очень мероприятия.




Палатка рядом - с портретами чеченских вождей - примета этого года. Надеюсь, что только этого. Можно много рассуждать на тему приезда чеченского спецназа и проведения учений в этом районе. Но в целом скандал получился, особенно когда прошел слух, что этот самый спецназ с оружием и без каких-либо разрешений привезли в Лонгйир. И странно, что организаторы полетов на СП потом искренне удивлялись: почему нам норвеги вдруг аннулировали все разрешения на вылет с Лонгйира на Барнео, никогда такого не было?

Но... лучше я об этом больше не буду. Тем более, что благодаря самоотверженно работе скучающих спецназовцев удалось восстановить полосу и обеспечить прилет туристов.

Кают-компания - это достаточно просторное помещение. Внутри столы, стулья и даже небольшой магазин с местной сувениркой.




Прямо за палаткой расположен склад с продуктами. Они просто свалены на улице. Впрочем, дождик их вряд ли намочит, звери не съедят, а люди воровством не промышляют.




Следом за едой конечно же насущный вопрос, где жить. Живут все в двенадцати палатках с кроватями и спальными мешками. Часть из них занята людьми, работающими на Барнео, остальные прилетевшие туристы занимают по принципу "кто первый лег, того и спальник".




Полярный день предполагает круглосуточно светящееся солнце, так что на этот случай все окна в палатках закрываются. От света это не спасает, но по крайней мере в глаза лучами не бьет.




Нам повезло. Большинство прилетевших при перечислении палаток, куда можно заселяться, запомнили цифру 12. И ринулись туда.
В итоге мы смогли спокойно расположиться в палате номер шесть. Правда, проснувшись утром обнаружили, что все кровати заняты. Видимо пришли те, кому все-таки не хватило место в двенадцатой палатке.

Если присмотреться, то можно заметить в стене палатки черную трубу. По ней в палатку закачивается горячий воздух.
С улицы эта конструкция выглядит вот так.



Ну и конечно же еще один немаловажный вопрос: туалеты. Понято, что когда на улице минус тридцать, проблема с хождением в туалет перестает быть исключительно проблемой пищеварения.

С туалетами там все просто.
Совсем простой вариант, мужской - уличные писсуары.




Да, вот так прямо на улице, при желании отвернувшись от лагеря.
Для остальных есть две кабинки с полупрозрачной дверью. Видимо, чтобы наблюдать не примерз ли кто.




Помещения естественно не отапливаются. Поэтому в туалет здесь ходят, только когда по другому уже совсем никак.
Впрочем, кто полтора месяца провел в Антарктиде, тот в цирке не смеется, тому никакие туалеты не страшны.

А мороз на улице сильный. Вот прям очень. В Антарктиде как то ощутимо теплее было. По крайней мере мне так запомнилось. Здесь может из-за влажности, не знаю, но мерзла я знатно.
Оголенные пальцы, оказавшись на воздухе древенели мгновенно. Ветер выбивал слезы и тут же замораживал их на щеках, а на ресницах создавал причудливые сосульки, которые так и норовили эти самые ресницы слепить в единое целое.




И хорошо еще когда на улице светило солнце. Оно конечно совсем не грело, но радость жизни придавало.
Когда мы проснулись наутро, солнце немного посветило, а потом скрылось окончательно за плотными облакам. И стало совсем беспросветно серо.




Нас конечно таким не испугать, и мы пошли на прогулку смотреть достопримечательности.

Я даже целых два раза за утро ходила на прогулку.
Сначала прогулялась в сторону взлетно-посадочной полосы, но ветер за пол часа выдул из меня все остатки тепла.
И посмотрев, как два лыжника скрываются в облаках - то ли тренируются, то ли на полюс пошли, я побежала отогреваться.




Во второй заход мы отправились вместе с Женей в компании добровольно вызвавшегося проводника.
На этот раз мы осмотрели окончательные две достопримечательности.

Во-первых, снежное сердце, которое там было.




Ну, в общем, до нашего прихода там было снежное сердце...

И главную достопримечательность сезона - трещину, которая неделю назад разделила лагерь и поломала очередную взлетную полосу. А потом постепенно сама собой срослась.




Когда трещина разломила льдину, ширина ее была больше метра.
Такой вот нежданчик случился.
В память о нем трещину украсили флажками и плакатами.




Все. Больше смотреть вокруг нечего. Только сами льды. Саму Арктику. И представлять себя Нансеном. Или еще кем.




В солнечную погоду это делать гораздо приятнее, ибо когда солнца нет все кругом - лишь одна сплошная серость. И уже непонятно, где небо переходит в снег.
И тогда все идут в кают-компанию пить чай. Или не чай.




Впрочем, мы заскучать не успели. Достаточно быстро сообщили, что самолет вылетел со Шпицбергена и вот-вот прибудет к нам.

Первым ушел техническо-грузовой рейс до аэродрома.




Перевозка пассажиров происходит по простому - на трех больших пластиковых корытцах, прицепленных паровозиком к снегоходу.
Убедительно просят перед отправлением не высовывать руки и ноги и не пытаться ими тормозить. Ну и задних присматривать за вещами и людьми впереди.

На холоде такое катание с ветерком - то еще развлечение, скажу я вам.




А вскоре пришёл и наш черёд загружаться в повозки.




А дальше всё как положено: аэропорт, посадка.







В самолёте мы просидели где-то час. После чего нам сообщили, что желающие поесть, могут пройти в зал вылетов.
Из чего стало понятно, что самолёт в отличие от нас никуда не торопится.

И я пошла гулять туда-сюда




И делать самолётик на фоне этого самого самолёта. Вот мы как с ним синхронно крыльями машем.




Между прочим пилоты на самом деле пролетая над Барнео машут крыльями.
- Пока-пока, Арктика.

На Шпицбергене едва успев переодеться, мы погрузились в наш большой самолёт до Москвы. На этом внезапный и стремительный набег на Северный полюс закончился.




Уже в 11 вечера мы были в Москве и можно было уснуть в своей собственной кровати. А проснувшись утром, подумать, что всё это было всего лишь сном.
 
 

Фотографии Василия Шахновского

Северный полюс. Не так давно Василий Шахновский оказался вместе с Александром Абрамовым на Южном полюсе. И вот он с семьей уже на Северном - в группе с Ольгой Румянцевой в роли гида... Наши поздравления! И благодарность за предоставленные для публикации ... читать больше

Не так давно Василий Шахновский оказался вместе с Александром Абрамовым на Южном полюсе. И вот он с семьей уже на Северном - в группе с Ольгой Румянцевой в роли гида... Наши поздравления! И благодарность за предоставленные для публикации фотографии...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ольга Румянцева: Северный полюс. Туда-обратно за два дня. Мы летим на полюс.

Северный полюс. Что такое Северный полюс? Это странное место, которое как бы совсем не существует. Географически он конечно есть. А вот фактически? С Южным полюсом всё понятно. Он есть. Есть географический полюс, местоположение которого определяют каждый ... читать больше

Что такое Северный полюс? Это странное место, которое как бы совсем не существует. Географически он конечно есть. А вот фактически?

С Южным полюсом всё понятно. Он есть. Есть географический полюс, местоположение которого определяют каждый год. Есть церимониальный - железный шарик, у которого фотографируются все посетители. Есть даже целый город - арктическая станция Амундсен-Скотт.

А на Северном нет ничего. Льды, снега, торосы, постоянно меняющееся положение в пространстве и холод. И всё. Зачем же туда лететь?





Кто-то скажет: "Понты!" Да, и понты тоже. Кто-то летит, чтобы потом гордо показывать фотографию и говорит: "Теперь я - настоящий полярник!"
Романтики? Да, и романтики. Полюс, холод, вечные льды.
Просто любопытные? Ну конечно. Ведь интересно посмотреть, как это выглядит "вживую".

Что такое Северный полюс и Арктика для меня? Это очень сложно объяснить. Да и не за чем.
Достаточно сказать хотя бы то, что я столько прочитала про Север, Арктику и различные полярные экспедиции, что этого было вполне достаточно, чтобы хотеть увидеть всё это своими глазами.

И вот настал тот день, когда мы сели в самолет и полетели на полюс.



Вернее, сначала мы полетели из Лонгйира на аэродром ледового лагеря Барнео.
Летает туда Ан-74. Условно пассажирский, легко превращающийся в грузовой.

Я все время вольно или невольно сравнивала всё, что я видела в Антарктиде и всё, что я увидела здесь - в Арктике.
Хотя конечно сравнивать это было как минимум некорректно.

В Антарктиде лагерь на Юнион Глетчер функционирует почти три месяца. Туда летает огромный Илюшин, который привозит 60 пассажиров за рейс и тонны груза для обустройства лагеря. Сам лагерь от сезона до сезона консервируется.

На Барнео летает Антонов. Он гораздо меньше.





Да и сам лагерь Барнео тоже значительно меньше. Он существует три-четыре недели на постоянно движущихся льдах.
Полосу тоже делают понятно дело на льдине, тщательно ища подходящую.
Дело это не всегда простое. Как показал этот год - случаи бывают разные. Хотя, таких как в этом году еще ни разу за 15 лет не было.

Да, мы летели почти на юбилей - на празднование пятнадцатилетия Барнео.

Так вот. Если лагерь в Антарктиде - вотчина американцев, с их строгими порядками, распространяющимися в том числе и на самолёт, не смотря на его русский экипаж, то в Арктике во всем царит русский дух.
В чём-то это хорошо. В чём-то не очень. Но что есть, то есть.

В отличие от Антарктиды, здесь лётчики всегда рады гостям на своём рабочем месте.
Мы заглянули просто в надежде, что нам разрешат сфотографировать кабину пилотов.

Жалко только в окно ничего кроме синего неба видно не было.



Пока я изображала из себя пилота, Женя изображала штурмана, демонстрируя наш маршрут на планшете.
Где мы взяли планшет? Да настоящий штурман любезно предложил нам посмотреть маршрут и отдал его.



Стараясь не злоупотреблять гостеприимством, мы не долго толкались в и без нас тесной кабине.

В маленьком иллюминаторе уже можно было рассмотреть бесконечные снега.



И те самые разломы льда из-за которых возникли проблемы с лагерем и взлетно-посадочной полосой.



Толщина льда здесь порядка полутора метров. Когда представляешь, что самолет должен сесть на такую непрочную поверхность, становится не по себе.
Меньше недели назад трещина в полосе появилась за двадцать минут до приземления самолёта. Самолёт развернули.
Тогда же трещина прошла прямо через лагерь Барнео. К нашем прилёту она срослась, но понять масштабы произошедшего можно было в полной мере.
Впрочем, о лагере я расскажу в следующий раз.

Самолёт приземляется в двух километрах от Барнео.



Все сразу начинают осматриваться и фотографировать.
На улице светит солнце, и царит откровенный дубняк. Тут же начинаю жалеть, что не надела пуховые штаны заранее.



Затейники с Барнео организовали почти настоящий аэродром. Есть зона прибытия, зона отправления и даже терминал аэропорта.



Конечно всё это очень условно. И таблички "депача" и "арривал" никакой смысловой нагрузки не несут. Мишень для фотографов, и всё.

Сотрудники Барнео начинают тут же разгружать самолёт, загружать его чем-то другим.
На дворе одиннадцать часов вечера (или ночи? как правильно?), самолету еще два с половиной часа лететь обратно, поэтому всё происходит достаточно быстро.



До полюса отсюда сто километров. И ни один сумасшедший медведь в эти края не забредает. Но человек с ружьем на всякий случай всегда должен присутствовать. В конце концов, кто их этих медведей знает.



А у меня опять привет из Антарктиды. Начальник лагеря на Барнео - Виктор Серов. Почти легендарный полярный гид. Водит группы на оба полюса. Собственно мы с ним и познакомились в Антарктиде, где он водил на поезд, а я - по горам.

Наши баулы грузят на пластиковые волокуши, чтобы везти на Барнео. Мы ждём чего-то, что нам поможет попасть туда же. И тут совершенно случайно выяснилось, что мы прямиком летим на полюс без заезда на Барнео.
В последний момент выхватываем тёплые штаны и идём к вертолётам.



По дороге заходим в палатку вертолётчиков, чтобы переодеться.



В палатке очень тепло.
Ряды кроватей со спальными мешками и маленькая кухня. Всё очень по-спартански.



Стою у палатки, жду пока переоденутся ребята. И тут краем глаза вижу голого мужика. Ну, почти голого.



Поворачиваюсь, чтобы понять, что это вообще такое. Постепенно понимаю, что это не галлюцинация. Обычная баня. Только в Антарктиде.

Яркое солнце совершенно сбивает с толку. Впрочем, с толку сбивает всё. Как-то по-прежнему не верится, что еще утром мы были в Москве.
Солнышко ходящее по кругу снова возвращает меня в Антарктиду.



Садимся в вертолёт. Потом еще достаточно долго ждём, когда из лагеря привезут ещё одну группу туристов. И наконец летим.






В принципе, всё, что мы уже увидели ничем не отличается от Северного полюса, кроме координат.
Через сто километров вокруг будет то же самое.



Но я уже говорила, что Северный полюс - это гораздо больше, чем просто какое-то место. И игра с координатами тоже часть всего происходящего с нами.

Мы внимательно следим, как меняются цифры на циферблате.



Мы всё ближе к полюсу. Кажется, что показатели широты очень медленно приближаются к заветной цифре, испытывая наше терпения.
Зато долгота... Мы с лёгкостью преодолеваем все мередианы.



Сделав небольшой круг (показатели долготы стремительно изменились от нуля до ста восьмидесяти), вертолёт приземляется. Вернее, приледняется.



Мы на полюсе. Ну, почти на полюсе.
Юрий - заместитель начальника Барнео, сопровождавший нас в вертолете проводит краткий инструктаж. Под ноги смотреть, в трещины не падать.
Его почти никто не слушает. Все увлечены фотоаппаратами и измерительными приборами.



До заветной цифры 90 показатели немного не дотягивают. И мы героически идем на полюс.
Метров сто идём.



Ну где же? Где? Часы показывают 89 и кучу девяток после запятой.






Наши точные супер приборы так и не показывают 90 дразня нас девятками. Ситуация осложняется еще постоянным дрейфом. Только внимательно следя за показателями приборов понимаешь, как ту всё зыбко и живо.
Стоит постоять на месте минуту, и показатели стремительно меняются. Ты никуда не идёшь, а полюс уплывает от тебя куда-то.

Виктор находит место с 90. И тут же зовёт всех заинтересованных. У нас есть секунд 10, чтобы заснять заветную цифру и прочувствовать - полюс есть.



В полюс втыкают палку с флагом. Ура!



На этом измерительно официальные мероприятия заканчиваются. Все разбредаются кто куда. Кто - на фотосессию, кто просто бродить.
Нам повезло. Совсем рядом с полюсом большой торос. Лёд вспучился и вылез прекрасными голубыми льдинами.






Много фотографировать не получается. Здесь не холодно. Здесь очень холодно. К морозу добавляется леденющий достаточно сильный ветер.
Стоит только снять рукавицы, чтобы сделать пару кадров, как пальцы превращаются в деревяшки.



В этой поездке я превзошла саму себя. Я забыла дома фотоаппарат. Вот да. Хуже было только в Патагонии, где фотоаппарат сломался в первый же день.
Поэтому снимать пришлось всё на яблокофон, для чего потребовались голые пальцы. В итоге в какой-то момент мне стало казаться, что сейчас я лишусь этих самых пальцев.
К тому же телефон не фотоаппарат - на морозе разряжается в момент. У многих разрядили сразу же на выходе из вертолёта.

Пока мы бродим, наши проводники в мир полюса внимательно следят, чтобы никто не убродил слишком далеко.
Вот они: Виктор Серов, мой Антарктический коллега и его заместитель Юрий.



Помните, я уже говорила, что полюс - это место, где ничего нет?
Да, здесь действительно нет ничего.



Нам повезло с торосом. Но его тоже могло бы не быть. Могла бы быть просто снежная равнина.



Но это не важно. Важно то ощущение и заряд энергии, который ты получаешь находясь здесь.
В голове пронеслось всё, что я читала, о чём мечтала, что я представляла. Герои полярники. Успешные и неуспешные экспедиции.
Вот он - весь этот загадочный мир - передо мной.



Конечно, будь у меня возможность выбирать, я бы предпочла пройти этот путь на лыжах. Хотя бы последний градус - стандартная программа. Кстати, в этом году не было ни одной русской коммерческой группы, совершившей такой переход.
Да и в принципе людей, сделавших это гораздо меньше, чем тех, кто прошел последний градус в Антарктиде.
Впрочем, здесь вообще бывает гораздо меньше людей, чем в Антарктиде.

Праздничный хоровод вокруг флага - символизирует кругосветное путешествие. Мы совершаем его дважды, чтоб уже наверняка.
Затем - не менее праздничный глинтвейн и сосиски с хлебом. На часах час ночи и кушать уже хочется весьма ощутимо.
Да и холод пробрал до костей. Тут я особенно отчетливо представляю каково это - идти здесь несколько дней на лыжах.
Восхищаюсь, ужасаюсь.

А мы садимся в вертолёты, чтобы наконец-то увидеть легендарный ледовый лагерь Барнео.

Ольга Румянцева. Северный полюс. Туда-обратно за два дня

Северный полюс. Часть 1. Шпицберген. В Норвегию без визы? Легко.   Наш стремительный налет на Северный полюс проходил по стандартному маршруту: Шпицберген - Барнео - Северный полюс и обратно тем же путем. Не стандартным в нем было только количество ... читать больше

Часть 1. Шпицберген. В Норвегию без визы? Легко.

 

Наш стремительный налет на Северный полюс проходил по стандартному маршруту: Шпицберген - Барнео - Северный полюс и обратно тем же путем. Не стандартным в нем было только количество дней.

Архипелаг Шпицберген - это ворота Арктику. Именно от сюда начинаются полярные экспедиции, сюда прилетают люди, чтобы посмотреть - что же такое эта Арктика.

Здесь царят холод, вечная мерзлота и белые медведи. Находиться на Шпицбергене может только трудоспособное население и его дети. Рождаться и умирать здесь запрещено законом.



Добраться до архипелага можно на самолете. Сюда осуществляются регулярные рейсы из Осло.
Но у нас был свой путь - наш самолет летел прямиком из Москвы до Лонгйира. Очень удобный способ - позволяет сэкономить много времени, а главное при таком варианте оказываешься на территории Норвегии совершенно легально не имея шенгенской визы.



В Москве в свои права вступила долгожданная весна. Но пролетев четыре часа на самолете мы вновь оказались в зиме. Вот она - Арктика.



Укутанные плотным снежным одеялом равнины постепенно сменяются холмами, затем горами.



И вот уже показался Лонгйир - самый северный в мире населенный пункт с населением более тысячи человек.



Сейчас на Шпицбергене два основных населенных пункта - норвежский Лонгйир (порядка 2000 человек) и русский Баренцбург (300-400 человек). Еще лет двадцать назад население Баренцбурга значительно превышало население Лонгйира. Но увы-увы.

Мы приземляемся в аэропорт Свальбард - самый северный аэропорт в мире с регулярными рейсами.






Вообще определение "самый северный в мире" тут можно встретить на каждом шагу. Самый северный в мире университет, самая северная рампа, самый северный музей и так далее. Говорят, всего порядка 150 официально зарегистрированных самых северных объектов.

Не знаю, как происходят прилеты на регулярных рейсах, у нас же все было до безобразия просто: вышли из самолета и все.
Здравствуй, Арктика!






По первоначальному плану, мы должны были провести в Лонгйире два дня. Съездить на экскурсию в Баренцбург, погулять по окрестностям.
Но эпопея со строительством взлетно-посадочной полосы внесла свои коррективы.

В итоге получилось, что наш рейс был отложен ровно на две недели.

Из разговора со стюардессой при посадке в самолет в Москве:
- Ну, что? Вы нас ждали?
- Так уж с субботы ждем.
- А мы думали, что с пятого числа.

Так что программу сократили, и в Шпицбергене мы провели всего пять часов до вылета на ледовый лагерь Барнео.



Два часа - обзорная автобусная экскурсия с норвежским экскурсоводом и три часа свободного времени.

Посмотрите направо, посмотрите налево.






Совсем рядом с аэропортом находится подземное Всемирное семенохранилище на случай глобальной катастрофы. Здесь собраны все основные семена растений.
На вид - невзрачное бетонное сооружение в горе.

Мы проезжаем мимо, разглядывая его из окошка.
Первая остановка у знака, у которого фотографируются все туристы. Ну или почти все.



На самом деле сейчас он уже не актуален и оставлен только для туристов. В город медведи в последнее время не заходили. Хотя до сих пор детские сады больше напоминают крепости, а двери домов не принято запирать, чтобы можно было укрыться от медведя.
Да и выходить за пределы населенных пунктов без ружья не рекомендуется.



Между населенными пунктами передвигаются на снегоходах и собачьих упряжках. И тех и других тут очень много.






Нас провезли на автобусе сначала в одну сторону. Посмотреть на красивые антенны.






Потом в другую сторону - к церкви. Церковь не относится к какой-либо определенной конфессии и внутри напоминает скорее клуб по интересам.



От церкви открывается вид на город. На все его три с половиной улицы.



Для того, чтобы войти внутрь церкви нужно непременно разуться.



Однако эта процедура никак не связана с религиозными обычаями. Разуваться перед входом в помещение - дань традиции. В те времена, когда большинство жителей работали на шахте, было принято снимать обувь при входе в любое помещение, чтобы не заносить угольную пыль.
Сейчас добыча угля уже не играет такую важную роль в экономике Шпицбергена. Уголь с учетом транспортировки получается буквально золотым. Так что добывают его в основном для местных нужд, а основу экономики составляет туризм.

Рядом с церковью находится один из детских садов.



Кроме него гуляя по Лонгйиру мы насчитали еще парочку. Так же здесь есть школа и университет.

И хотя официально умирать в Лонгйире запрещено, так как захоронение в вечной мерзлоте связано с определенными трудностями, кладбище здесь все же есть.



Через два часа катания на автобусе нас наконец выпускают на центральной улице на разграбление города.



Стандартно захват города начинается с телеграфа. То есть с почты. Оказывается не только у меня такая традиция - отправлять открытки.



Дальше по списку: ресторан, магазины, музей. Все, чем может удивить туриста этот северный город.

Ресторан Кроа - самый тусовочный в городе. Сюда приходят все туристы, чтобы посмотреть на интерьер. Ну и еда вкусная. На цены лучше не смотреть. Цены здесь и в ресторанах, и в магазинах просто зашкаливают.






Даже таблички на входе в туалет здесь сделаны весьма оригинально.



А уж картина над нашим столом - просто поразила воображение и дала разгуляться фантазии.
- Да это медведь наелся и спит, - уверял меня Алексей.
- Это как же надо было наесться, чтоб так обляпаться?
- Ну он же хищник.

И лишь замеченный неприметный человечек примирил его с моей версией, что мишке сегодня не повезло.



Тема медведей в полной мере раскрывается в магазинах.



Написать "раскрывается во всей красе" язык не поворачивается. Хотя да, раскрывается. Но мишек жалко.



Магазины в Лонгйире - это отдельная история. Даже в простом супермаркете можно найти что-то интересное.



И еще одна деталь города. Алкоголь здесь продается только приезжим по авиабилетам в течении трех дней с даты прибытия. Купить его можно один раз.
Местные жители тоже могут купить алкоголь, но только по специальным картам, лимитирующим его продажу.

Идем гулять дальше по городу.



Гулять по нему - одно удовольствие. Поразительно белый снег. Экологии здесь, как водится, уделяется особое внимание.



А еще в городе масса красивых мелочей.
Вот, например, деревянная скульптура, посвященная работникам шахты.



Или еще одна. Выполненная уже в металле. Настоящее произведение искусства.



Даже простой камень посередине улицы - и тот украсили. И вот уже голова неведомого животного смотрит на тебя совсем живыми глазами.



С животными здесь вообще достаточно строго. Кошек держать запрещено.
Зато много собак.



Правда тоже в основном не в городе, а за городом в специальных собачьих питомниках, где их держат в большом количестве и используют для езды на них же.
А в городе с собаками все строго.



Еще один детский сад, каких-то совершенно огромных размеров.



А мы идем в музей.



По дороге проходим университет.



Здесь учатся 350 студентов. Половина норвежцы, половина - приехавшие со всего мира. Здесь изучают арктическую биологию и геологию.
Одним из обязательных предметов является обращение с ружьем.

Университет красивый. А вот с музеем у нас не получилось. Оказалось, что он работает только до двух часов дня.
Ограничились осмотром снаружи.



Раз с культурным досугом не вышло, возвращаемся обратно в магазины.



Обычные ассортимент обычного хозяйственного магазина. Тут же ведра со швабрами, тут же ружья с пистолетами.






Что делают русские люди, оказавшись на море? Идут купаться. Даже если это Северный Ледовитый океан.



Ну, как купаться. Хоть ноги помочить. Ноги отмерзают сразу и навсегда.



На этом наше краткое знакомство со Шпицбергеном заканчивается.



Раздается команда грузиться в самолет. Мы летим на Барнео.

ЕСТЬ СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС! Рекорды и фотографии

Северный полюс. 16 апреля группа Клуба 7 Вершин с гидом Кузнецовой Анастасией полным составом посетила одно из самых необычных мест на Земле - СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС. Путь сюда был непрост и полон препятствий, но мы сделали это! Сейчас все участники полны ... читать больше

16 апреля группа Клуба 7 Вершин с гидом Кузнецовой Анастасией полным составом посетила одно из самых необычных мест на Земле - СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС. Путь сюда был непрост и полон препятствий, но мы сделали это! Сейчас все участники полны эйфорией, но чуть позже придет осознание произошедшего. С нами на полюсе были два самых юных участника - Александр Буртаков (6 лет) и Осколкова Соня (5 лет).  Похоже это самые юные полярники в мире! Завтра на полюс должна вылететь наша следующая группа с гидом Ольгой Румянцевой. Пожелаем им удачи и благополучного возвращения!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наши на Северном полюсе!

Северный полюс. Наша группа под руководством гида Насти Кузнецовой  наконец-таки добралась до Северного Полюса!!! Мы ждали этого около двух недель. Посадочная полоса трескалась три раза, самолетам не давали разрешений на вылет. Но все позади - цель ... читать больше

Наша группа под руководством гида Насти Кузнецовой  наконец-таки добралась до Северного Полюса!!! Мы ждали этого около двух недель. Посадочная полоса трескалась три раза, самолетам не давали разрешений на вылет. Но все позади - цель достигнута! Ждем возвращения и подробностей...

 

 

 

 

 

 

Настя Кузнецова: Еще один день ожидания на Шпицбергене

Северный полюс. После одного успешного рейса из Лонгиира на Барнео, куда были высажены 47 лыжников и 23 марафонца,  полоса опять оказалась непригодной для приема самолетов. Большая трещина перерезала её. Чтобы восстановить  – опять началась ... читать больше

После одного успешного рейса из Лонгиира на Барнео, куда были высажены 47 лыжников и 23 марафонца,  полоса опять оказалась непригодной для приема самолетов. Большая трещина перерезала её. Чтобы восстановить  – опять началась новая работа по удлинению полосы. Благо, что есть кому и ясно как. Для групп Клуба 7 Вершин весь день 15 апреля прошел в ожидании новостей, особых обещаний уже никто не дает. В случае, если Барнео  даст добро, то первыми полетят марафонцы, их вторая часть. Потом уже наши. Ждем дальше. Север учит терпению.  

 

 

 

 

Настя Кузнецова из столицы Шпицбергена: вылет на Барнео намечен на завтра. ФОТОГРАФИИ

Северный полюс. Сегодня был насыщенный день. Еще с утра на брифинге, посвященном рассказу об особенностях дрейфующей станции Барнео, мы узнали о том, что местные власти аннулировали разрешения на полеты в связи с изменениями графика вылетов. С момента ... читать больше

Сегодня был насыщенный день. Еще с утра на брифинге, посвященном рассказу об особенностях дрейфующей станции Барнео, мы узнали о том, что местные власти аннулировали разрешения на полеты в связи с изменениями графика вылетов. С момента открытия проекта Барнео (а это юбилейный 15-й год) такой вопрос возник впервые. Но, к счастью, через несколько часов, разрешение было получено. Уже на завтра нам назначен вылет на Северный полюс! С нами летят сразу 2 юных полярника 6 и 7 лет. Возможно, будет установлен рекорд по минимальному возрасту участников, побывавших в заветной точке.

 

Анастасия Кузнецова

Все еще Лонгиир. Шпицберген.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На Северном полюсе опять задержки, теперь бюрократические

Северный полюс. Анастасия Кузнецова: В Арктике все, не только погода может измениться на прямо противоположную сторону. Еще вчера мы ложились спать с надеждой улететь завтра на Северный полюс, т.к. установилась шикарная погода, полосу на Барнео наконец то ... читать больше

Анастасия Кузнецова: В Арктике все, не только погода может измениться на прямо противоположную сторону. Еще вчера мы ложились спать с надеждой улететь завтра на Северный полюс, т.к. установилась шикарная погода, полосу на Барнео наконец то открыли, улетел технический рейс со всем необходимым для обеспечения жизнедеятельности лагеря, улетели первые лыжные экспедиции. А сегодня мы узнаем, что норвежские власти аннулировали все 11 заявленных рейсов и требуют подать новое рассписание вылетов в срок за 48 часов. Это в Арктике, где нужно ловить каждую минуту хорошей погоды и возможности сесть на лед! Удар под дых!

Анастасия Кузнецова, Лонгиир (Шпицберген)

Настя Кузнецова из столицы Шпицбергена с хорошими новостями: полёты на Барнео начались

Северный полюс.   Привет, Семь Вершин! Говорит Анастасия Кузнецова, Шпицберген. Сегодня у меня для вас хорошие новости. Наконец-то была открыта долгожданная полоса на дрейфующей станции Барнео. И с утра был выполнен первый технический рейс. И вот ... читать больше

 

Привет, Семь Вершин! Говорит Анастасия Кузнецова, Шпицберген. Сегодня у меня для вас хорошие новости. Наконец-то была открыта долгожданная полоса на дрейфующей станции Барнео. И с утра был выполнен первый технический рейс. И вот сейчас улетела первая техническая группа, которая ждала своего рейса около 10 дней. Наш рейс стоит по плану завтра, на вечер, мы должны вылететь. Наши группы уже практически в сборе. Надеюсь, что завтра у нас получится. Всё, счастливо! До связи!

 

Прослушать аудиосообщение:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анастасия Кузнецова на Шпицбергене присоединилась к компании ожидающих новостей с Барнео…

Северный полюс. Настя Кузнецова: На Шпицбергене хорошая погода и хорошие новости. Подходящую льдину для строительства аэродрома нашли совсем близко к полюсу. Необходимая техника доставлена. Строительство идет ударными темпами. Ближе к вечеру возможно уже ... читать больше

Настя Кузнецова:

На Шпицбергене хорошая погода и хорошие новости. Подходящую льдину для строительства аэродрома нашли совсем близко к полюсу. Необходимая техника доставлена. Строительство идет ударными темпами. Ближе к вечеру возможно уже пойдет речь о новом графике вылетов к Северному полюсу.

  

 

  Вчера вечером, почти одновременно с группой, летящей в Гималаи, отправилась в дальнее путешествие Анастасия Кузнецова. Утром она присоединилась к большой группе туристов, собравшихся в столице Шпицбергена городке Лонгиире, в ожидании начала полетов на Барнео и Северный полюс. Уже с неделю передовой отряд наших полярников бьется с природой, пытаясь подготовить взлетно-посадочную полосу ледового лагеря Барнео. Лед движется, образуются трещины, приходится начинать работу  с начала.

 

 

С утра получили от Ирины Орловой «… обнадёживающие новости!»

К полуночи трактора были уже на новой полосе, благополучно переправившись через "речку". Работали всю ночь. Утром с Барнео сообщили, что быстро продвигаются к завершению! Смайлик «smile»… Есть надежда, что в скором времени начнём летать.

 

Вечером:

Завтра утром мы планируем совершить технический рейс на новую ВПП. Если инспектор Росавиации примет полосу в эксплуатацию, мы начинаем работать по графику…

 

Пока что все планы смешались… первая группа Клуба 7 Вершин, следующая на Северный полюс, ждет команды на вылет из Москвы.  По плану они должны были лететь еще 5 апреля.  Вторая, большая группа из 16 человек с гидом Настей Кузнецовой, по тому же плану 13-го должна быть на Барнео и 14-го на полюсе. Никакой определенности пока нет. Ждем завтра.

 


А с утра меня уже ждал Eric Philips )) который передает огромный привет Lucy Korobeshko и Alex Abramov и желает им удачи на Эвересте. Сам Эрик также ждет открытия полетов на Северный полюс, чтобы установить очередной рекорд достижения Северного полюса на лыжах. Также желаем ему, чтобы все получилось!

 

 

 

Пока что остается любоваться суровой красотой Шпицбергена (Свальбарда – по-норвежски)

 

 

 

А тем временем на передовой шла битва за полосу:

 

Так упаковывали дополнительный груз

 

 

 

Битва за полосу

 

 

 

На северном направлении пока задержки. Из-за них Александр Абрамов на полюс не полетит

Северный полюс. К сожалению, когда уже всё казалось готовым к началу чартерной цепочки из Шпицбергена на Барнео, пошли   подвижки   льда   и   льдина,   на   которой   была  ... читать больше

К сожалению, когда уже всё казалось готовым к началу чартерной цепочки из Шпицбергена на Барнео, пошли   подвижки   льда   и   льдина,   на   которой   была  построена взлетно-посадочная полоса,  раскололась.

 

Вот как это выглядело:

 

 

 Пришлось срочно искать новую льдину и продумывать  всякие запасные варианты. Была  найдена  новая  льдина  и  сейчас в авральном порядке начинается строительство нового аэродрома. Всё это вызвало задержку начала экспедиций к Северному полюсу.

 

В  столице Шпицбергена Лонгиире собрались экспедиции, с участниками из разных стран  мира все – в ожидании новостей об открытии ледового лагеря Барнео.

 

Команды   Клуба 7 Вершин также полностью готовы к вылету на Шпицберген и    дальнейшему    полету   на   Северный   полюс.   Но из-за задержки рейсов  Капитан   Клуба   7  Вершин  Александр Абрамов принял решение о переносе своего участия   в  экспедиции  на  Северный  полюс  на  следующий  год.  Ему необходимо   лететь   в   Катманду,  чтобы   подготовиться  к  встрече  участников ежегодной экспедиции  на  Эверест,  в  том  числе  первой российской женской команды. Начало экспедиции состоится уже через несколько дней.

 

В  составе первой экспедиции Клуба 7 вершин  на Северный полюс по этой причине будет совершена замена гида.

 

 

В    составе    второй   экспедиции   на  Северный  полюс,  которую от Клуба 7 Вершин будет сопровождать Анастасия Кузнецова, все пока без изменений.

 

Ждем только новости от открытии Барнео.

 

Самая свежая информация от Ирины Орловой:

 

С Барнео передают, что у них всё нормально. Прогнозы оптимистичные. Вскрыли 250м полосы от 40-сантиметрового плотного слоя снега, особых сложностей пока нет. На ВПП работают все-все-все, на связи оставили только шеф-повара Иван Симонов. Он рассказал, что "все здоровы и сыты, температура -34*, ветра нет". Ещё он сказал, что рано утром наблюдали с восточной стороны вдалеке сильное торошение, активные процессы перемещения ледовых масс продолжаются

На Барнео выполен первый рейс, технический

Северный полюс. Ирина Орлова: Мы вернулись. Аэродром Барнео открыт. На льдине осталась передовая часть команды, которая будет строить лагерь. Следующий рейс намечен на завтра, после обеда, когда Барнео сообщит, что уже есть где размещать людей. Смотрите ... читать больше

Ирина Орлова: Мы вернулись. Аэродром Барнео открыт. На льдине осталась передовая часть команды, которая будет строить лагерь. Следующий рейс намечен на завтра, после обеда, когда Барнео сообщит, что уже есть где размещать людей. Смотрите первую техническую посадку в этом сезоне. Там вы увидите трещину в торце ВПП, из-за которой пришлось уводить полосу вправо ( в этом месте она получилась довольно широкой).
Температура на Барнео -27*. Солнечно, ветер 2 м/сек. Координаты: N 89* 16' 673" и E 075* 48' 979".

 

 

 

 

 

Такие вещи могут происходить на полосе!

 

 

 

 

 

 

 

Определено место для ледового лагеря Барнео, началась работа по устройству взлетно-посадочной полосы

Северный полюс. Клуб 7 Вершин в этом году пошлет две группы на Северный полюс. С первой отправится Александр Абрамов, со второй – Анастасия Кузнецова.  Новости от Ирины Орловой  ВНИМАНИЕ! Важная новость. Определили льдину, на которой будет ... читать больше

Клуб 7 Вершин в этом году пошлет две группы на Северный полюс. С первой отправится Александр Абрамов, со второй – Анастасия Кузнецова.

 Новости от Ирины Орловой

 ВНИМАНИЕ! Важная новость. Определили льдину, на которой будет построен лагерь Барнео. Вот её "адрес": N 89*15'353" и E 87*00'417". Подробностей пока никаких нет. По-видимому, это та самая вчерашняя не очень идеальная льдинка. В чём её ущербность, узнаем позже, наверное, торосов много :). А пока ребята обустраиваются на новом месте и ждут десантирования тракторов. У них прохладненько, -25 гр., ветра нет, видимость хорошая. В 18-25 мск Ил-76 вылетел на десантирование.

 

Какой сегодня чудесный день! Солнце, весна, у друга Андрея Волкова день рождения, полным ходом идёт строительство Барнео! А, забыла - вчера ещё был день рождения самолёта Ил-76. Честно признаюсь - не знала. Об этом рассказал Дмитрий Глаголев. Сегодня ночью он вернулся с десантирования и прислал сообщение:

 

"При подлёте к площадке появилась низкая облачность. Льдина практически не просматривалась. Десантировать пришлось по координатам. Первые два захода были на десантирование груза. В третьем десантировалась группа парашютистов. Грузы и парашютисты приземлились точно на площадку приземления. Особенно приятно отметить, что сегодняшний вылет совпал с ДНЁМ РОЖДЕНИЯ самолёта Ил-76. Ильюше сегодня 45 лет. По решению экипажа и десантной группы сегодняшний полёт мы посвящаем ОКБ им. С.В. Ильюшина, создавшего этот прекрасный самолёт".

 

 

 

 

Хочу добавить, что в "группе парашютистов" были два тракториста, которые прыгали в тандеме с опытными парашютистами следом за своими тракторами.

 

 Свежие новости с Барнео!

Координаты: N 89*15'250" и E 085*32'680"

Температура -28*С, ветер 3 м/сек, ясно.

Трактора работают хорошо, несмотря на мороз (впрочем, как и люди:-)). Работы много - что-то приходится сбивать и спиливать, что-то, наоборот, заливать. Поэтому, я думаю, ребятам там сейчас жарко. Они говорят, что расчистят полосу не раньше, чем через 3-4 дня. На фотографиях Сергея Пантелеева видно, как приходится трудиться на полосе...

 

Глубина под Барнео более 4000 метров (вспомните погружение "Миров" на Сев. полюсе), а толщина льда разная, примерно 2-2,5 метра. В прошлом сезоне в одном месте оказалось свыше 4 метров - видимо, под нашу льдину подтащило другую.

 

 

 

 

 

 

 

Северный полюс 2016. Сегодня  продолжаются  поиски  льдины для ледового лагеря Барнео

Северный полюс. В этом году  две группы Клуба 7 Вершин планируют достичь Северного полюса  на лыжах в рамках программы «Последний градус». В качестве базы для таких походов используется ледовый лагерь Барнео, который обустраивают ... читать больше

В этом году  две группы Клуба 7 Вершин планируют достичь Северного полюса  на лыжах в рамках программы «Последний градус». В качестве базы для таких походов используется ледовый лагерь Барнео, который обустраивают российские полярники вблизи самого полюса.

  Вчера, 24 марта – это был первый день поиска  места для установки лагеря. Он не дал положительного результата. Вертолеты вернулись в исходную точку, не найдя подходящей  для обустройства взлетно-посадочной  полосы площадки. Повсюду наблюдаются скопления торосов. Сегодня поиски продолжаются.

 

Карта поисков первого дня

 

  Вся операция началась 18 марта, когда вертолеты МИ-8  покинули родной Красноярск  и начали свой путь на север.  В тот же день грузы для лагеря Барнео на фурах прибыли  в город Мурманск.   19  марта вертолёты  прилетели в аэропорт Хатанга, а из Москвы в Тверь переехали трактора и автобус с группой десантников. 20 марта вертолеты перелетели на остров Средний в архипелаге Северная Земля. А самолет ИЛ-76 перенес грузы и людей из Твери в Мурманск.

 

 

 23 марта  вертолеты совершили  перелет с острова Средний на Северной Земле и  осуществили посадку на лёд в точке с условным названием "Жалюзи-1". Координаты точки N 86 55 и E 094 32. В этот же день произошла выгрузка контейнера с  топливом из самолета ИЛ-76.

 

 

 

Ждем новых сообщений!